Управляя неопределённостью и стигмой: региональный рынок ритуальных услуг в этнографических заметках

  • Сергей Викторович Мохов* Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: рынок ритуальных услуг, похоронный бизнес, ритуальные агенты, антропология смерти, профессиональная стигматизация, похоронная индустрия

Аннотация

Борьба представителей западной похоронной индустрии с профессиональной стигматизацией привела к тому, что похоронный бизнес стал открытым, публичным и социально ответственным. В то же время российский рынок ритуальных услуг по-прежнему окутан устрашающими мифами и негативными стереотипами. Представители российской похоронной индустрии избегают любых форм публичности. Это приводит к открытой стигматизации профессии. Почему сложилась подобная ситуация? Можно ли предположить, что стигматизация поддерживается самим профессиональным сообществом?
На основе авторских этнографических заметок, собранных в полевом дневнике, в результате проводимого на протяжении года включённого наблюдения в одном из центральных регионов России, предпринимается попытка ответить на эти вопросы. Статья состоит из трёх частей. Вначале будут показаны распространённые модели похоронного рынка на примере таких стран, как США, Франция и Швеция, и обозначены принципиальные отличия российской модели. Во второй части статьи автор описывает региональное ритуальное агентство и его владельца. Третья часть статьи характеризует рядовых работников рынка ритуальных услуг.
В качестве вывода предлагается следующее: российский рынок ритуальных услуг можно интерпретировать в терминах концепции неопределённости Дэвида Старка. В фокусе регионального похоронного рынка неопределённость выражается в контролируемой дисфункциональности инфраструктуры, слабой и стихийной институционализации и превалировании неформальных практик в поддержке связей сети. В дополнение к этому сама по себе профессиональная структура довольно закрыта для входа новых игроков и иерархизирована по криминальному принципу. Таким образом, сама структура ритуального рынка способна к эффективному функционированию только в случае сохранения статуса неопределённости. Это состояние поддерживается с помощью контроля информации, а стигматизация является инструментом сохранения профессиональной структуры.

Биография автора

Сергей Викторович Мохов*, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Аспирант школы социологических наук НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 10100, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20     * Настоящий материал (информация) создан, распространен и (или) направлен иностранным агентом Моховым Сергеем Викторовичем, либо касается деятельности иностранного агента Мохова Сергея Викторовича.
Опубликован
2017-02-09
Как цитировать
Мохов*С. В. (2017). Управляя неопределённостью и стигмой: региональный рынок ритуальных услуг в этнографических заметках. Экономическая социология, 18(1), 28-50. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2017-1-28-50
Раздел
Расширение границ