Матрицы игр человеческого метакапитала: игры на повышение и понижение столяров, грабителей и профессоров

  • Александр Николаевич Поддьяков Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: положительный человеческий капитал, отрицательный человеческий капитал, человеческий метакапитал, управление человеческим капиталом, негативные образовательные стратегии, теория игр

Аннотация

Наличие у человека определённого человеческого капитала (знаний, умений, компетенций) может быть в разной степени выгодно (невыгодно) ему самому и другим участникам социальных взаимодействий. В социальных средах с несовпадающими и противоположными интересами участников возникает основа для оценки человеческого капитала другого субъекта как отрицательного, если обладатель этого капитала благодаря его наличию наносит значимый ущерб другим, и как положительного, если приносит пользу.

В статье вводится понятие «человеческий метакапитал» — знания, умения, компетенции по управлению человеческим капиталом других людей. Оценка данного метакапитала как положительного или отрицательного зависит от того, формированию какого человеческого капитала он способствует или препятствует: положительный человеческий метакапитал направлен на формирование положительного человеческого капитала и на противодействие формированию отрицательного, а отрицательный — наоборот.

Обосновывается тезис, что имеет смысл рассматривать взаимодействия обладателей человеческого метакапитала как игры с человеческим капиталом. Вводятся формализмы, характеризующие конструктивность-деструктивность образовательных стратегий игроков (организаторов и реципиентов), эффективность этих стратегий и т. д.

Выделены и подробно представлены три негативные стратегии управления человеческим капиталом: отказ в обучении (уклонение от обучения), активное противодействие обучению и «троянское» обучение. Показано, что они реализуются на макросоциальном, мезосоциальном и микросоциальном уровнях.

В целом развитие позитивных и негативных образовательных стратегий рассматривается как часть особой деятельности по формированию и институционализации различных типов человеческого метакапитала и капитала. 

Биография автора

Александр Николаевич Поддьяков, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Доктор психологических наук
Ординарный профессор
Профессор факультета психологии НИУ ВШЭ

Опубликован
2012-06-29
Как цитировать
ПоддьяковА. Н. (2012). Матрицы игр человеческого метакапитала: игры на повышение и понижение столяров, грабителей и профессоров. Экономическая социология, 13(3), 71-95. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2012-3-71-95
Раздел
Расширение границ