Амбивалентность отношения потребителей к контрафактной продукции

  • Екатерина Фёдоровна Храмова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: контрафакт, амбивалентное отношение потребителей к контрафакту, факторы отношения потребителей к контрафакту, факторы потребления контрафакта

Аннотация

Работа посвящена двойственному отношению российских потребителей к контрафактным товарам. Несмотря на видимость неутихающей борьбы с контрафактом, на самом деле и производители оригинальной продукции, и потребители не всегда борются с ним на практике. Целью данной работы было выявление основных детерминант неоднозначного, двойственного отношения потребителей к контрафакту. В исследовании приняли участие более 2000 человек. Выборка репрезентативна по полу и возрасту среди населения, употребляющего алкоголь (в возрасте 18–65 лет), и по размеру населённых пунктов РФ. Согласно результатам исследования, декларируемое отношение к контрафакту противоречит реальному поведению потребителей, причём возможны два варианта развития событий: нейтральное или положительное декларируемое отношение и отсутствие факта покупки контрафакта, а также отрицательное отношение и его покупка. Амбивалентность первого типа обусловлена социально-демографическими характеристиками (полом, возрастом, доходом) и создаёт впечатление, что имеет место сознательный отказ от покупки контрафактных товаров. Второй тип амбивалентного отношения, который интересовал нас изначально, зависит не от дохода и уровня образования, а от категории товара и причины совершения покупки.

Биография автора

Екатерина Фёдоровна Храмова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Выпускница магистратуры факультета социологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия
Студентка магистерской программы «Экономические и социальные науки» Университета Луиджи Боккони, Милан, Италия
Менеджер исследовательских проектов Ipsos LLC, Москва, Россия

Опубликован
2012-11-10
Как цитировать
ХрамоваЕ. Ф. (2012). Амбивалентность отношения потребителей к контрафактной продукции. Экономическая социология, 13(4), 116-154. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2012-4-116-154
Раздел
Дебютные работы