Передавая рецепты: как распространяются пользовательские инновации

  • Наталья Викторовна Богатырь Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: инновация, технологии, передовые пользователи, доместикация, традиция, культурный рецепт

Аннотация

В статье рассматриваются процессы «одомашнивания» технологии жёстких дисков и формирования рынка услуг по восстановлению данных с цифровых носителей в России конца 1990–2000-х гг. Основываясь на материалах этнографического исследования, проведённого в одном из сервисных центров Москвы (2003–2007 гг.), и серии из 12 фокусированных биографических интервью с техническими специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга,Ростова-на-Дону и Минска (2007–2010 гг.), автор (1) утверждает, что главной движущей силой этих процессов стали передовые пользователи, и(2) предлагает сузить определение передовых пользователей, понимая под ними тех, кто способен к самостоятельному осуществлению всех этапов инновационного цикла от «изобретения» до коммерциализации инновации. Цель статьи — ответить на три вопроса: (1) Кто те передовые пользователи, которые «изобрели» восстановление данных в России? (2) Кому они передавали свою инновацию? (3) Какие средства передачи использовали на разных этапах инновационного цикла? Для ответа на эти вопросы в статье последовательно рассматриваются (1) история и социальная база восстановления данных как инновации; (2) практики передачи, характерные для разных этапов цикла (вверх, производителям технологий, — на этапе«изобретения»; по горизонтали, другим передовым пользователям, — на этапе объективации; вниз, «продвинутым» и рядовым пользователям, —на этапе коммерциализации и широкого распространения); (3) динамика восстановления данных как «культурного рецепта». Для анализа использовались отдельные процедуры, заимствованные из обоснованной теории, приземляющая логика которой (создание теории локальных процессов) согласуется с локализующей логикой понятия «доместикация». Результатом анализа стала «теория», объясняющая развитие рынка восстановления данных в России как эволюцию культурных рецептов, передаваемых пользователями. В заключении автор делает предположение о том, что внекоторых технологических областях инновации в постсоветской России могли распространяться сходным образом и дополнительные исследования позволили бы уточнить предложенную модель.

Биография автора

Наталья Викторовна Богатырь, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2013-12-07
Как цитировать
БогатырьН. В. (2013). Передавая рецепты: как распространяются пользовательские инновации. Экономическая социология, 14(5), 73-103. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2013-5-73-103
Раздел
Расширение границ