Что мы знаем о восприятии цены потребителями? Исследования в социологии и маркетинге

  • Елена Сергеевна Бердышева Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: рынок, цена, торг, исследования потребителей, скидки, качество, справедливость

Аннотация

В статье развивается мысль о том, что изучение восприятия рыночных цен потребителями является ещё одним ключом к социальным порядкам, скрытым за функционированием современных потребительских рынков, но которым стоит воспользоваться экономсоциологам. Учитывая, что социологические исследования в области ценовых установок потребителей весьма малочисленны и в основном выполнены на теоретическом уровне, автору предпринял попытку привлечь внимание коллег к результатам ценовых исследований, реализуемых в рамках маркетинговой науки. Предполагается, что тема восприятия цены потребителями является полигоном для плодотворного сотрудничества этих двух научных дисциплин. В то же время основной посыл работы не имеет отношения к дискурсу о междисциплинарности. Автора в первую очередь интересуют именно социальные основания ценового поведения потребителей. Основная задача статьи, таким образом, состоит в том, чтобы, опираясь на имеющиеся результаты исследований, выявить пространство контекстов, в которых покупатели могут интерпретировать рыночные цены.
В работе демонстрируется, что реакции потребителя на цену не могут быть поняты без учёта его социальной позиции, коррелирующей не столько с его финансовыми возможностями, но, скорее, с когнитивной готовностью управляться с ценами рационально. Показано, каким образом у потребителя формируется внутренний стандарт цены, используемый в качестве референта для оценивания фактической стоимости товаров, какую роль для его формирования играет социальное окружение индивида. Далее ведётся речь о связи ценности и цены рыночных товаров, о неотделимости денежной стоимости от социально конструируемого образа товаров и об ограничениях, с которыми при оценке соотношения цена—качество сталкиваются потребители. Анализируются социальные значения, считываемые потребителями с цен разного уровня; особое внимание уделяется механизму дисконтированных цен. В разделе, посвящённом проблеме восприятия справедливости рыночной цены, в этом контексте обсуждаются основные установки потребителей. В заключении намечены некоторые исследовательские вопросы, позволяющие подступиться к эмпирическому выявлению социальных контуров восприятия цены потребителями.

Биография автора

Елена Сергеевна Бердышева, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Кандидат социологических наук
Старший преподаватель кафедры экономической социологии
Старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ
Адрес: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2014-05-30
Как цитировать
БердышеваЕ. С. (2014). Что мы знаем о восприятии цены потребителями? Исследования в социологии и маркетинге. Экономическая социология, 15(3), 119-148. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2014-3-119-148
Раздел
Профессиональные обзоры