Вступление России в ВТО в зеркале российских печатных СМИ

  • Светлана Юрьевна Барсукова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
  • Анастасия Дмитриевна Коробкова Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: группы интересов, вступление России в ВТО, массовые коммуникации, публичная дискуссия, пресса, установление повестки дня

Аннотация

Дискуссия относительно рисков и возможных выигрышей для России от вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) продолжается уже достаточно длительное время как в СМИ, так и в научном сообществе. Мнения относительно потенциальных последствий данного решения озвучивали политики, представители бизнеса, журналисты и эксперты. Ожидания сторон дискуссии были различны, представители разных сфер деятельности оперировали неодинаковыми аргументами. Методом нашего исследования является контент-анализ статей в ведущих российских печатных изданиях.
В данной работе мы анализируем динамику интенсивности дискуссии по вопросу вступления России в ВТО и делаем предположение о возможных причинах наблюдаемых колебаний. Наш анализ показывает, что интенсивность дискуссии по данному вопросу зависит от различных факторов, таких как особенности прохождения различных этапов переговоров, интересы сторонников и противников вступления в ВТО, присутствие конкурирующих (более интересных для СМИ и населения) тем.
Мы уделяем особое внимание используемой в ходе дискуссии аргументации и делаем выводы о наиболее популярных доводах сторонников и противников присоединения к Всемирной торговой организации, а также анализируем основу приводимых соображений: апелляцию к условиям присоединения России к ВТО или факту вступления как таковому. Мы также рассматриваем различия в аргументах, используемых бизнесменами, политиками, экспертным сообществом и журналистами.
Если обратить внимание на динамический аспект, можно отметить, что в период после вступления в ВТО дискуссия стала менее эмоциональной. Наблюдается также падение оптимизма по отношению к перспективам членства в организации. Отчасти это может быть обусловлено снижением активности участия в дискуссии представителей политической сферы, которые были наиболее активными сторонниками вступления в ВТО.

Биографии авторов

Светлана Юрьевна Барсукова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Доктор социологических наук, профессор департамента социологии, заместитель заведующего Лабораторией экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школы экономики»
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Анастасия Дмитриевна Коробкова, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Магистр социологии Национального исследовательского университета «Высшая школы экономики»
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2014-09-29
Как цитировать
БарсуковаС. Ю., & КоробковаА. Д. (2014). Вступление России в ВТО в зеркале российских печатных СМИ. Экономическая социология, 15(4), 20-44. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2014-4-20-44
Раздел
Новые тексты