Место культуры в «безжизненном» мире бизнеса

Рецензия на книгу: Spillman L. 2012. Solidarity in Strategy:Making Business Meaningful in American Trade Associations. Chicago:The University of Chicago Press

  • Алексей Александрович Спирин Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: рациональность, коллективное действие, культура, укоренённость, экономическое безразличие, коллективное благо

Аннотация

В рецензии на книгу «Solidarity in Strategy: Making Business Meaningful in American Trade Associations» («Солидарность в стратегии. Придавая смысл бизнесу в американских торговых ассоциациях») делается попытка систематизировать основные взгляды автора, Лин Спиллман, на природу американских бизнес-ассоциаций. Книга подробно рассматривает историческое развитие деловых ассоциаций и их особое место в современной экономической системе как специфической организационной формы взаимодействия агентов рынка. Следуя классическому утверждению экономической социологии об укоренённости экономического действия в социальных отношениях, Спиллман выдвигает центральный тезис книги о том, что ассоциации — это «производители культуры в рамках экономического действия» («cultural producers for economic action»). Автор книги анализирует парадоксальную способность ассоциаций к выживанию, несмотря на изменения в экономической среде и на то, как из формы «обеденных клубов» они трансформировались в мощные и влиятельные организационные структуры, умеющие решать сложные задачи рынка.
В рецензии затрагивается прежде всего теоретический подход к анализу бизнес-ассоциаций. Так, особое внимание уделяется оригинальной идее автора книги о компиляции концепций М. Вебера и Э. Дюркгейма. Синтезируя идеи двух классиков, Лин Спиллман удаётся пересмотреть и подвергнуть сомнению некоторые конвенциональные положения о бизнес-ассоциациях, в том числе опровергнуть утверждение о том, что ассоциации представляют собой заговор производителей, которые пытаются совместными усилиями действовать против потребителя. Цель рецензии состоит в том, чтобы представить основные положения исследования Лин Спиллман, продемонстрировать её логику, а также попытаться понять, чем и кому данная книга может быть полезна и где применима.

Биография автора

Алексей Александрович Спирин, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Студент факультета социальных наук
Стажёр-исследователь Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2015-05-31
Как цитировать
СпиринА. А. (2015). Место культуры в «безжизненном» мире бизнеса. Экономическая социология, 16(3), 173-182. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2015-3-173-182