Маркетинговый подход к изучению мегаполиса: необходимость, принципы и перспективы

  • Кирилл Львович Рожков Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: маркетинг территорий, маркетинг мегаполиса, концепции городского развития, пользователи города, продуктовая концепция города, выгоды города

Аннотация

Основная проблема статьи — практическая реализуемость концепций городского развития в условиях различий и противоречивости потребностей жителей. Целью статьи является обоснование необходимости, определение основных принципов и перспектив применения маркетингового подхода к изучению крупного города.
Рассуждения автора базируются на сравнении «целенаправленной» и «стихийной» логик развития города. Рассматривая конфликты, возникающие в больших городах, автор показывает, что «стихийная» логика развития города может препятствовать реализации концепций и проектов его развития, отдельных решений, касающихся жизни горожан, если эти концепции, проекты и решения игнорируют разнообразие потребностей жителей города. Маркетинговый подход к анализу города мог бы объединить обе логики развития, способствуя тем самым эффективному управлению.
Однако по сей день в исследованиях по маркетингу территорий, ориентированному на жителей, за пределами внимания остаются поведенческие различия групп и связанные с ними проблемы одновременного использования места. Особого внимания заслуживает проблема выбора целей и целевых групп развития в больших городов. Рамочным фактором этого выбора является множество групп с зачастую противоречивыми интересами.
Автором рассмотрены факторы, влияющие на выбор маркетинговой стратегии мегаполиса, и на этой основе сформулированы основные принципы его маркетингового анализа: (1) сравнение выгод, искомых жителями, с одной стороны, и предлагаемых концепциями развития города — с другой; (2) выявление групп пользователей с альтернативными требованиями к городу и альтернативных продуктовых концепций города; (3) применение способа использования города как ключевого критерия сегментации рынка. Приёмы маркетингового анализа мегаполиса продемонстрированы на примере результатов эмпирического исследования нескольких районов Москвы.
В статье изложены новые концептуальные и методологические идеи, касающиеся факторов выбора стратегии охвата рынка и его сегментации в рамках одновременного использования крупного города как продукта.
Практическое значение полученных результатов связано с возможностью их использования в каче- стве инструмента оценки реализуемости концепций городского развития.

Биография автора

Кирилл Львович Рожков, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Доктор экономических наук
Профессор кафедры маркетинга фирмы НИУ ВШЭ
Адрес: 101000, Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Опубликован
2015-05-31
Как цитировать
РожковК. Л. (2015). Маркетинговый подход к изучению мегаполиса: необходимость, принципы и перспективы. Экономическая социология, 16(3), 74-109. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2015-3-74-109
Раздел
Расширение границ