"Турист с востока": очерк о восприятии российского потребителя финской прессой

  • Ольга Юрьевна Гурова Хельсинкский университет
  • Саара Ратилайнен Университет Тампере
Ключевые слова: челноки, средний класс, туризм, образы российского туриста, медиа, Финляндия

Аннотация

В статье на материалах анализа дискурса крупнейшей ежедневной газеты Финляндии «Helsingin Sanomat» рассматривается образ российского туриста как потребителя, часто называемого в газете «туристом с востока». Цель исследования состоит в том, чтобы продемонстрировать, как образ российского туриста трансформировался в газете в 1990–2013 гг. В статье показано, что «туристы с востока» за последние 20 лет стали значительным культурным феноменом в Финляндии, и это нашло отражение в медиадискурсе. Также в медиадискурсе прослеживаются изменения образа российского туриста. Ключевое изменение состоит в исчезновении челнока, образ которого доминировал в дискурсе в 1990-е гг., и в появлении туриста из среднего класса в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Если образ челнока связывается с различными проблемами, которые он создаёт в принимающем обществе, то турист из среднего класса в первую очередь описывается в контексте выгод, которые он приносит Финляндии. Следовательно, важно изучать и описывать особенности его вкуса и стиля потребления, что и осуществляется в газете. В целом исследование позволило определить, на какие дискурсы опирается представление о российском туристе в финском обществе, как изменялись за рубежом практики и образы российских туристов как потребителей.

Биографии авторов

Ольга Юрьевна Гурова, Хельсинкский университет

Кандидат культурологии
Научный сотрудник факультета социальных наук, отделение социологии, Хельсинкский университет
Адрес: Финляндия, 00014, г. Хельсинки, ул. Унионинкату, д. 35

Саара Ратилайнен, Университет Тампере

Преподаватель Университета Тампере
Научный сотрудник Александровского института
Адрес: Финляндия, 00014, г. Хельсинки, ул. Унионинкату, д. 33

Опубликован
2015-05-31
Как цитировать
ГуроваО. Ю., & РатилайненС. (2015). "Турист с востока": очерк о восприятии российского потребителя финской прессой. Экономическая социология, 16(3), 26-45. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2015-3-26-45
Раздел
Новые тексты