Медиарынки в фокусе социального сетевого анализа

  • Ольга Сергеевна Довбыш Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: социальная укоренённость, медиарынок, культурные индустрии, неформальные связи, социальная сеть, сетевая структура

Аннотация

В данной статье представлен обзор литературы, посвящённой изучению сетевой структуры медиарынков. Фокус на сетевом подходе неслучаен: отличие медиарынков от других хозяйственных рынков и особая природа продуктов медиаиндустрий оказывают влияние на конфигурацию сети такого рынка и на характер отношений между акторами. Таким образом, автор обзора, изучая существующие исследования по теме, предпринимает попытку выяснить, как структурирован медиарынок с точки зрения взаимодействия его участников и отношений между ними, чем эти отношения обусловлены и какая конфигурация сети характерна для рынка медиа.
В результате проведённого обзора литературы выявлено, что сетевая структура медиарынка действительно может быть объяснена особенностями индустрии и медиапродукта. Так, для медиарынка свойственна большая доля неформальных отношений в его структуре, что позволяет снизить риски, связанные с невозможностью прогнозирования спроса на культурный продукт, а также с зависимостью от индивидуальных вкусов и моды. Проектный (то есть разовый) характер производства многих медиапродуктов влияет на укоренённость и повторяемость связей между участниками. Сила личных контактов является определяющей, однако их значение неодинаково для разных этапов производственной цепочки медиапродукта, разных пространственных уровней взаимодействия акторов, а также в разных секторах медиа.
Также неформальные отношения используются для разных видов деятельности, среди которых создание креативного продукта, поиск и наём персонала и др. Структуры «переплетённых директоратов» также присутствуют на медиарынках (хотя и не в большей степени, чем в других индустриях). Для участников культурных индустрий характерны сети тесных миров, что способствует более эффективному креативному процессу, однако может блокировать появление новых участников и поступление новых идей.
В конце статьи сформулирован ряд вопросов для дальнейшего изучения. В частности, о сравнении медиарынков в разных странах, изучении взаимодействия между государственными структурами и акторами медиаиндустрий, а также о трансформации внутрирыночного взаимодействия под воздействием технологий новых медиа.

Биография автора

Ольга Сергеевна Довбыш, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Аспирант департамента социологии, младший научный сотрудник Лаборатории медиаисследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: Россия, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Опубликован
2015-09-30
Как цитировать
ДовбышО. С. (2015). Медиарынки в фокусе социального сетевого анализа. Экономическая социология, 16(4), 85-107. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2015-4-85-107
Раздел
Профессиональные обзоры