Логика интерсубъективных границ в сообществе Ю. Хабермаса (или Почему мы не должны быть единым целым)
PDF

Ключевые слова

интерсубъективность
Юрген Хабермас
Дж. С. Милль
моральное сообщество
внешний мир
внутренний мир
интерсубъективные границы

Как цитировать

ВайзерТ. (2015). Логика интерсубъективных границ в сообществе Ю. Хабермаса (или Почему мы не должны быть единым целым). Социологическое обозрение, 13(4), 80-93. извлечено от https://ojs.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/98

Аннотация

В статье рассматривается модель транснационального космополитического морально-правового сообщества безграничной коммуникации Ю. Хабермаса. Эта модель появляется как попытка философскими средствами выработать гарантии от авторитарных монополий на власть, следствиями которых в ХХ веке оказались диктаторские режимы и национальные сообщества (про)тоталитарного типа. Проводится реконструкция этой модели наднационального сообщества и анализируется, каким образом в этом сообществе мыслится морально ориентированное интерсубъективное взаимодействие. Показывается, что значимой исследовательской и этической проблемой для Хабермаса является различение границ между «внутренним» (субъективным) и «внешним» (интерсубъективным) миром. Согласно этому различению, субъективная истина или частная ценностная позиция индивида/сообщества может определяться ценностными установками, предпочтениями и вкусами индивида/сообщества; тогда как притязание на истинность (claim), претендующее на то, чтобы быть интерсубъективной нормой, должно быть оправдано и принято всеми, кого эта норма так или иначе касается. Неразличение границ между тем, что считаю истинным лично я, и тем, что должны признавать за норму другие (или навязывание своей партикулярной ценностной установки как универсальной нормы), лежит в основании многих социальных, (гео)политических, этнических, конфессиональных и прочих конфликтов и коммуникативных деформаций. До сих пор критики Хабермаса не уделяли этому аспекту его теории должного внимания. Между тем, именно такое различение между субъективно истинным, с одной стороны, и интерсубъективно валидным, с другой, делает сообщество Хабермаса антитоталитарным и выявляет глубокое этическое значение интерсубъективных границ.
PDF

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.