Тело для народа, или «увидеть русского дано не каждому»
PDF

Ключевые слова

Российская империя
гравюра
костюмный жанр
русскость
народы России
Х.Рот
Ж.Лепренс
Е.Корнеев
Х.Гейслер
визуальные исследования
академические экспедиции

Как цитировать

ВишленковаЕ. (2011). Тело для народа, или «увидеть русского дано не каждому». Социологическое обозрение, 6(3), 64-99. извлечено от https://ojs.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/490

Аннотация

Статья посвящена визуальному народоведению России XVIII века – специфической области знания, в которой происходила упаковка в визуальную форму накопленных в ходе путешествий сведений о человеческом разнообразии империи. Выявление и деконструкция доминирующих моделей типологизации осуществлены на основе альбомов гравюр, книжных и журнальных иллюстраций, изображений костюмов на фарфоре и предметах декоративно-прикладного творчества. Изучение письменных источников (отчетов по экспедициям, публицистики и эго-документов) позволило утверждать, что изображение народа явилось результатом комбинации заказа верховной власти на знания о людских ресурсах империи, модели идеального подданного, стремлении к территориальным присоединениям, западноевропейских художественных конвенций, опыте колониального показа мира цивилизации и варварства, этнических стереотипах и идентификационных поисках. Применение к визуальному народоведению классификационных схем «натуральной истории человека» (прежде всего, таксономии Карла Линнея) породило версию Российской империи как своего рода Кунсткамеры, наполненной экзотичными костюмами (гравюры Х.Рота). Проблематизация в среде отечественных элит «русскости» способствовала выделению из этой экспозиции «русского народа» и обособлению «русской темы» (гравюры Ж.Лепренса, Х.Гейслера, Е.Корнеева).

PDF

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.