«Орудие и знак в развитии ребенка»: Cамая известная работа Л.С. Выготского, которую он никогда не писал

  • Антон Ясницкий
Ключевые слова: Л.С. Выготский, Ярошевский, цензура, фальсификация, текстология, сравнительный анализ, архив, мемуары, «Орудие и знак»

Аннотация

В статье рассматривается непростая история создания, многократного перевода, фальсификации и публикации (под названием «Орудие и знак в развитии ребенка») одного текста Выготского и Лурии, признанного впоследствии одной из основополагающих работ Выготского. Данное исследование прослеживает путь данного текста от его первой версии (предположительно созданной в конце 1920-х гг.) к машинописной версии текста на английском языке, переданной Лурией М. Коулу для публикации за границей в начале 1970-х гг. и, наконец, к русской версии текста, переведенной с английской машинописи обратно на русский язык, когда оригинальная версия русского текста была утрачена. Исследование было проведено на материале сравнительного структурного и текстологического анализа текста и его повторяющихся фрагментов (т.е. небуквальных смысловых повторов как в русском тексте, так и в его различных вариациях на русском и английском языках), а также в результате обращения к архивным документам и мемуарным публикациям. Данная статья демонстрирует, что русский текст «Орудие и знак», впервые опубликованный на русском языке в 1984 г. под редакцией М.Г. Ярошевского, был создан в результате манипуляций с текстом, вызванных нескоординированной работой двух (или более) переводчиков и, вероятно, редакторской правкой. В результате анализа автор приходит к выводу, что доверие к русскоязычному тексту, опубликованному издательством «Педагогика» в 1984 г. в шестом томе собрания сочинений Выготского, как к аутентичному тексту Выготского (и Лурии) начала 1930-х гг. окончательно подорвано. В заключение в статье обсуждается вопрос возможной датировки этого текста и проблема аутентичности в современном ревизионистском выготсковедении.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Ван дер Веер, Р. (2012). Рукописи не горят, не так ли? Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 139-144.

2. Выгодская, Г. Л., Лифанова, Т. М. (1996). Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл.

3. Выготский, Л. С. (1930). Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехнического исследования. Психотехника и психофизиология труда, 3(5), 374-384.

4. Выготский, Л. С. (1932/1968). Проблема сознания (1932). В кн. А. А. Леонтьев, Т. В. Рябова (ред.), Психология грамматики (с. 178-196). М.: Изд-во Московского Университета.

5. Выготский, Л. С. (1932/1982). Проблема сознания (1932). В кн. Л. С. Выготский, Собрание сочинений (т. 1, с. 156-166). М.: Педагогика.

6. Выготский, Л. С. (1933/1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка (1933). Вопросы психологии, 6, 62-76.

7. Выготский, Л. С. (1934). Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Соцэкгиз.

8. Выготский, Л. С. (1965). Психология искусства. М.: Искусство.

9. Выготский, Л. С. (1968). Психология искусства (2-е изд.). М.: Искусство.

10. Выготский, Л. С. (1983). История развития высших психических функций. В кн. Л. С. Выготский, Собрание сочинений(т. 3, с. 5-328). М.: Педагогика.

11. Выготский, Л. С. (1984). Орудие и знак в развитии ребенка. В кн. Л. С. Выготский, Собрание сочинений (т. 6, с. 5-90). М.: Педагогика.

12. Гольдберг, Э. (2012). «Спасибо за эти замечательные материалы - очень интересно». Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 121-123.

13. Завершнева, Е. Ю. (2008). Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива (часть 2). Вопросы психологии, 2, 120-136.

14. Завершнева, Е., ван дер Веер, Р. (Ред.). (2017). Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация».

15. Зинченко, В. П. (2003). «Да, очень противоречивая фигура...». Журнал практического психолога, 1-2, 162-179.

16. Иванов, В. В. (1976). Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука.

17. Кайлер, П. (2012). «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 34-46.

18. Коул, М. (2012). Комментарии к предыдущим комментариям. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 128-132.

19. Люк, Х. (2010). Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина). Методология и история психологии, 5(3), 77-89.

20. Ренатус (Пузырей, А. А.). (2012). «Дело в том, что в архиве Выготского нашли поначалу только английскую версию этого текста...». Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 114-117.

21. Щедровицкий, Г. П. (2001). Я всегда был идеалистом... М.: Путь.

22. Ярошевский, М. Г. (1984). Комментарии. В кн. Л. С. Выготский, Собрание сочинений(т. 6, с. 348-356). М.: Педагогика.

23. Ясницкий, А. (2011а). Изоляционизм советской психологии? Ученые, «импорт-экспорт» в науке и власть. Вопросы психологии, 6, 108-121.

24. Ясницкий, А. (2011б). «Когда б вы знали, из какого сора...»: К определению состава и хронологии создания основных работ Выготского. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 4, 1-52.

25. Ясницкий, А. (2011в). Об изоляционизме советской психологии: научные публикации 1920-30-х годов. Вопросы психологии, 1, 124-136.

26. Ясницкий, А. (2012а). Изоляционизм советской психологии? Неформальные личные связи уче-ных, международные посредники и «импорт» психологии. Вопросы психологии, 1, 100-112.

27. Ясницкий, А. (2012б). К истории культурно-исторической гештальт психологии: Выготский,

28. Лурия, Коффка, Левин и др. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 1, 60-97.
Опубликован
2018-11-04
Как цитировать
ЯсницкийА. (2018). «Орудие и знак в развитии ребенка»: Cамая известная работа Л.С. Выготского, которую он никогда не писал. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(4), 576-606. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-4-576-606
Раздел
История психологии