Почему психологи не знают математику? Влияние актуализации профессиональных стереотипов на решение математических задач

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ольга Александровна Гулевич Екатерина Алексеевна Орел Маргарита Борисовна Бурова

Аннотация

Стереотипная угроза – важный фактор, оказывающий влияние на учебные и профессиональные достижения человека. Источником подобной угрозы служат стереотипы, в которых подчеркивается неспособность членов определенной социальной группы  решать конкретные задачи. В данном исследовании было проанализировано влияние стереотипов, касающихся психологов («психологи не способны к математике»), на отношение студентов-психологов к курсу статистики и качество решения ими математических задач. Мы предположили, что актуализация в сознании студентов-психологов стереотипной угрозы ухудшает их отношение к курсу статистики и понижает качество решения математических задач. Однако ее влияние зависит от личностных ресурсов, которыми обладают студенты: чем выше самоэффективность и жизнестойкость человека, тем меньше он подвержен воздействию негативных стереотипов. В исследовании приняли участие 94 студента-психолога, недавно приступившие к изучению статистики. Члены одной экспериментальной группы подвергались воздействию стереотипной угрозы, а члены другой – нет. Для этого у членов первой группы актуализировали негативные стереотипы: рассказывали о том,  что, по данным исследований, психологи хуже решают математические задачи, чем представители других специальностей. В то же время  у членов второй группы такие стереотипы не актуализировали. После этого все респонденты заполняли методики для измерения самоэффективности и жизнестойкости, оценивали свое отношение к курсу статистики, а также решали ряд математических задач. В соответствии с гипотезами результаты исследования продемонстрировали, что стереотипная угроза действительно понижает эффективность решения математических задач и ухудшает отношение к курсу статистики. Однако ее влияние опосредуется самоэффективностью и одним из компонентов жизнестойкости – вовлеченностью.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Гулевич, О., Орел, Е., & Бурова, М. (2017). Почему психологи не знают математику? Влияние актуализации профессиональных стереотипов на решение математических задач. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(1), 88-104. извлечено от https://ojs.hse.ru/index.php/psychology/article/view/6499
Раздел
Статьи выпуска