Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011

  • Андрей Борисович Захаров
  • Анастасия Васильевна Капуза
Ключевые слова: читательская грамотность, образовательное неравенство, дошкольное обучение, начальная школа, родительские практики, обучение чтению, PIRLS

Аннотация

Захаров Андрей Борисович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ab.zakharov@gmail.com

Капуза Анастасия Васильевна - стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: akapuza@hse.ru

Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20

Уровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом его семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS‑2011 анализируется выбор родителями с разным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4‑м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) и неформальные (чтение, обсуждение прочитанного, рассказывание историй) практики. В зависимости от уровня образования родители выбирают разные стратегии обучения детей чтению. Родители с высшим образованием чаще занимаются с детьми до школы, используя при этом неформальные практики. Для них характерна стратегия компенсации при непосещении детьми детского сада. Родители без высшего образования чаще поддерживают детское чтение в 4‑м классе. До школы они активнее подключаются к обучению детей, если те посещают детский сад, для них характерна стратегия подкрепления. Анализируется связь различных практик поддержки детского чтения с читательской грамотностью учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-07-14
Как цитировать
Захаров, А., & Капуза, А. (2017). Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011. Вопросы образования, (2), 234-257. извлечено от https://ojs.hse.ru/index.php/vo/article/view/6924
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования