Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении

  • Инна Вениаминовна Антипкина
  • Марина Ивановна Кузнецова
  • Елена Юрьевна Карданова
Ключевые слова: школа, первоклассники, обучение чтению, фонематический слух, словарный запас

Аннотация

Антипкина Инна Вениаминовна - младший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: iantipkina@hse.ru

Кузнецова Марина Ивановна - кандидат педагогических наук, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: mikuznetsova@hse.ru

Карданова Елена Юрьевна - кандидат физико-математических наук, доцент, руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ekardanova@hse.ru

Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, 20.

Изучается роль уровня фонематического развития и размера словарного запаса в развитии навыков чтения у детей, а также анализируются факторы, способствующие и препятствующие развитию этих навыков. Исследование проводилось на материалах проекта iPIPS, оценивающего готовность детей к школьному обучению и их прогресс в течение первого учебного года. Выборку составили 2741 первоклассник из школ Красноярска и Казани, навыки чтения у них измерялись дважды: в начале и в конце первого года обучения. Установлено, что недостаточно развитые фонематический слух и словарный запас становятся препятствием для прогресса в овладении чтением не только на начальных стадиях обучения чтению, что обосновано в теоретических моделях становления навыка чтения, но и у детей, уже умеющих читать. Среди первоклассников, умеющих читать на момент поступления в школу, можно выделить группу риска в отношении развития навыков чтения, для компенсации дефицитов которой требуются особые методические подходы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-07-14
Как цитировать
Антипкина, И., Кузнецова, М., & Карданова, Е. (2017). Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении. Вопросы образования, (2), 206-233. извлечено от https://ojs.hse.ru/index.php/vo/article/view/6923
Выпуск
Раздел
Статистика и социология образования