Детские площадки как пространства интеграции мигрантов

  • Анна Леонидовна Рочева
  • Евгений Александрович Варшавер
  • Наталия Сергеевна Иванова

Аннотация

Рочева Анна Леонидовна - MA in Sociology, научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: anna.rocheva@gmail.com

Варшавер Евгений Александрович - MA in Sociology, MA in Government, старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: varshavere@gmail.com

Иванова Наталия Сергеевна - бакалавр международных отношений, научный сотрудник Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. E-mail: nataliya.ivanova.0709@gmail.com

Адрес: 119571, Москва, пр. Вернадского, 84

Детские площадки — это один из видов общественных пространств, которые предполагают максимально открытый доступ и потому обширные возможности для межэтнического контакта. Такой контакт может способствовать социальной интеграции мигрантов, т. е. преодолению стереотипных представлений мигрантов и немигрантов друг о друге и формированию между ними социальных связей, а может, напротив, порождать конфликты и усиливать негативные стереотипы. Существующая литература не позволяет дать однозначного ответа на вопрос о роли общественных пространств, и в частности детских площадок, в интеграции мигрантов, поскольку результаты проведенных исследований противоречивы. Посвященных этой теме работ, выполненных на российском материале, обнаружить не удалось. В статье представлены результаты исследования, проведенного качественными методами (серия наблюдений и интервью) на детских площадках двух московских спальных районов (Капотня и Кунцево) в 2014–2015 гг. В фокусе внимания были родители, сопровождающие своих детей на детских площадках. На основании полученных данных авторы приходят к выводу, что детские площадки способствуют интеграции внутренних мигрантов из числа этнического большинства, но не этнического меньшинства. Интеграция последних особенно затруднена, если они слабо или неуверенно владеют русским языком и носят хиджаб. В результате на детских площадках формируются два отдельных социальных круга: «этническое большинство» и «этническое меньшинство», контакты между которыми если и бывают, то скорее конфликтного характера. Присутствие в одном пространстве при отсутствии общения провоцирует представителей этих сообществ на создание негативных интерпретаций поведения друг друга.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликована
2017-07-14
Как цитировать
РОЧЕВА, Анна Леонидовна; ВАРШАВЕР, Евгений Александрович; ИВАНОВА, Наталия Сергеевна. Детские площадки как пространства интеграции мигрантов. Вопросы образования, [S.l.], n. 2, p. 167-184, июль 2017. ISSN 1814-9545. Доступно на: <https://ojs.hse.ru/index.php/vo/article/view/6921>. Дата доступа: 20 сен. 2017
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"