Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского

  • Дмитрий Алексеевич Леонтьев
  • Анна Александровна Лебедева
  • Василий Юрьевич Костенко
Ключевые слова: Л. С. Выготский, культурно-историческая теория, личностное развитие, самосознание, позитивная психология личности

Аннотация

Леонтьев Дмитрий Алексеевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. E-mail: dmleont@gmail.com

Лебедева Анна Александровна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Костенко Василий Юрьевич - научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: vasily.kostenko@gmail.com

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Обобщаются взгляды Л. С. Выготского на личность и личностное развитие. Проведенное теоретико-методологическое исследование позволило реконструировать неклассический подход Выготского к анализу личности. Центральной смысловой единицей его культурно-исторической теории выступает идея овладения человеком собственной психикой, через которую трактуется в том числе и личностное развитие. Процессы самосознания и рефлексии представляют собой результаты овладения человеком своей собственной природой, а личность являет собой «высший синтез» психических функций, имеющих культурно-историческую основу. Инвалидность в системе взглядов Выготского представляет собой одно из специфических условий («затрудненных условий»), при которых личностное развитие подчиняется законам нормального и осуществляется за счет механизмов компенсации и конструирования «обходных путей». Авторы приходят к выводу, что подход Выготского к анализу личности представляет собой неклассический вариант позитивного подхода в психологии.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-07-14
Как цитировать
Леонтьев, Д., Лебедева, А., & Костенко, В. (2017). Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского. Вопросы образования, (2), 98-112. извлечено от https://ojs.hse.ru/index.php/vo/article/view/6917
Выпуск
Раздел
По материалам международного симпозиума "Л.С. Выготский и современное детство"