Усиление и ослабление эффекта Струпа при вероятностном научении

  • Игорь Сергеевич Уточкин Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований; Кафедра общей и экспериментальной психологии
Ключевые слова: эффекты дистрактора, интерференция, избыточность, энтропия, эффект Струпа, вероятностное научение, иерархическая гипотеза

Аннотация

В работе анализируется феноменология перцептивного внимания в условиях отвлечения стимулами-дистракторами. Выделяются два противоположных по направленности эффекта — эффект интерференции и эффект избыточности. Предлагается формальное предсказание эффекта на основе математической теории связи. Рассматривается иерархическая гипотеза, определяющая правила взаимодействия разнотипных эффектов дистракторов. Гипотеза проверяется в экспериментальном исследовании вероятностного научения, в котором варьировалась частота встречаемости конфликтных и совпадающих проб теста Струпа. Предположительно словесно-цветовые сочетания и вероятности апеллируют к разным уровням эффектов дистрактора. В результате было обнаружено, что при низкой вероятности конфликтных проб эффект Струпа значительно усиливается и практически не поддается тренировке, в то время как при высокой вероятности практически исчезает.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2011-01-13
Как цитировать
УточкинИ. С. (2011). Усиление и ослабление эффекта Струпа при вероятностном научении. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 7(3), 139-149. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2010-3-139-149
Раздел
Короткие сообщения