Чтение про себя у младших школьников: исследование движений глаз

  • Алексей Андреевич Корнеев МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Екатерина Юрьевна Матвеева МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Татьяна Васильевна Ахутина МГУ имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: детская нейропсихология, чтение, движение глаз при чтении, младшие школьники

Аннотация

Работа посвящена исследованию чтения на начальных этапах освоения этого навыка, используя методы регистрации движений глаз. В исследовании приняло участие 37 учащихся II класса (возраст — 8.6 ±0.33 года). Оценка глазодвигательной активности производилась с помощью специально созданного для этих целей корпуса предложений, содержащих ключевые слова с контролируемой длиной и частотностью. Также было проведено нейропсихологическое обследование, позволившее оценить состояние различных компонентов высших психических функций участников исследования. Анализировались следующие характеристики движения глаз: продолжительность и число фиксаций, общее время фиксаций на слове, частота единичных фиксаций на ключевых словах. Анализ полученных данных показал, что чтение частотных слов в целом дается детям гораздо легче, чем слов низкой частотности – на них зарегистрировано меньшее число фиксаций, продолжительность фиксаций меньше. Также обнаружено значимое влияние длины слова на характеристики глазодвигательной активности при чтении: при чтении длинных слов наблюдалось заметно большее общее время фиксаций, чем при чтении коротких. Данные сопоставляются с результатами аналогичного исследования, проведенного на немецком языке. От­дельно проводился анализ влияния развития когнитивных функций на характеристики чтения у детей. Были рассчитаны два интегральных показателя состояния двух групп когнитивных функций: (1) переработки зрительной и зрительно-пространственной информации, связанные в большей степени с функциями правого полушария; (2) переработки кинестетической и слуховой информации, связанные в большей степени с функциями левого полушария. Результаты исследования свидетельствуют, что максимальные трудности при чтении испытывали дети со слабостью переработки зрительной и зрительно-пространственной информации. Полученные данные обсуждаются в контексте выделения двух возможных стратегий чтения на начальных этапах его освоения — лексической и сублексической.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Ablinger, I., Huber, W., & Radach, R. (2014). Eye movement analyses indicate the underlying reading strategy in the recovery of lexical readers. Aphasiology, 28(6), 640-657.

2. Akhutina, T., Korneev, A., Matveeva, E., Romanova, A., Agris, A., Polonskaya N., … Kuzeva, O. (2016). Methods of the neuropsychological assessment in children. In T. V. Akhutina (Ed.), Metody neiropsikhologicheskogo obsledovaniya detei 6-9 let [Neuropsychological diagnostics in 6-9 years old children] (pp. 16-171). Moscow: V. Sekachev.

3. Blythe, H. I. (2014). Developmental changes in eye movements and visual information encoding associated with learning to read. Current Directions in Psychological Science, 23(3), 201-207.

4. Clifton, C., Ferreira, F., Henderson, J. M., Inhoff, A. W., Liversedge, S. P., Reichle, E. D., & Schotter, E. R. (2016). Eye movements in reading and information processing: Keith Rayner’s 40year legacy. Journal of Memory and Language, 86, 1-19.

5. Coltheart, M. (1978). Lexical access in simple reading tasks. In G. Underwood (Ed.), Strategies of information processing(pp. 151-216). London: Academic Press.

6. Coltheart, M., Curtis, B., Atkins, P., & Haller, M. (1993). Models of reading aloud: Dual-route and parallel-distributed-processing approaches. Psychological Review, 100(4), 589-608.

7. Facoetti, A., Trussardi, A. N., Ruffino, M., Lorusso, M. L., Cattaneo, C., Galli, R., ... Zorzi, M. (2010). Multisensory spatial attention deficits are predictive of phonological decoding skills in developmental dyslexia. Journal of Cognitive Neuroscience, 22(5), 1011-1025.

8. Fernández, G., Shalom, D. E., Kliegl, R., & Sigman, M. (2014). Eye movements during reading proverbs and regular sentences: the incoming word predictability effect. Language, Cognition and Neuroscience, 29(3), 260-273.

9. Frey, A. (2016). Eye movements in children during reading: a review. In Actes du Symposium international sur la litéracie à l’école/International Symposium for Educational Literacy (SILE/ISEL),

10. Jouvence, Québec, Canada, août 2015. (pp. 69-90). Sherbrooke: Les Éditions de l’Université de Sherbrooke (ÉDUS). (in French)

11. Hujanen, J. H. H. (1997). Effects of case marking and word order on sentence parsing in Finnish: An eye fixation analysis. The Quarterly Journal of Experimental Psychology: Section A, 50(4), 841-858.

12. Inshakova, O. B. (2008). Introduction. In O. B. Inshakova (Ed.), Narusheniya pis’ma i chteniya: teoreticheskiy i eksperimental’nyy analiz [Impairment of writing and reading: theoretical and experimental analysis] (pp. 3-4). Moscow: V. Sekachev.

13. Joseph, H. S., Nation, K., & Liversedge, S. P. (2013). Using eye movements to investigate word frequency effects in children’s sentence reading. School Psychology Review, 42(2), 207-222.

14. Kliegl, R., Grabner, E., Rolfs, M., & Engbert, R. (2004). Length, frequency, and predictability effects of words on eye movements in reading. European Journal of Cognitive Psychology, 16(1-2), 262-284.

15. Kliegl, R., Nuthmann, A., & Engbert, R. (2006). Tracking the mind during reading: the influence of past, present, and future words on fixation durations. Journal of Experimental Psychology: General, 135(1), 12-35

16. Kuzovkova, T. N. (2008). The acquisition of the reading skill on the early stages of the skill formation. In O. B. Inshakova (Ed.), Narusheniya pis’ma i chteniya: teoreticheskiy i eksperimental’nyy analiz [Impairment of writing and reading: theoretical and experimental analysis] (pp. 75-82). Moscow: V. Sekachev.

17. Laurinavichyute, A., Sekerina, I., Bagdasaryan, A., Alekseeva, S., & Zmanovsky, N. (2016). Russian corpus of sentences: psycholinguistic parameters of eye movements during reading in Russian. In The Seventh International Conference on Cognitive Science: Abstracts. June 20-24, 2016, Svetlogorsk, Russia (pp. 694-696). Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences.

18. Marshall, J. C., & Newcombe, F. (1973). Patterns of paralexia: A psycholinguistic approach. Journal of Psycholinguistic Research, 2(3), 175-199.

19. Radach, R., Inhoff, A., & Heller, D. (2004). Orthographic regularity gradually modulates saccade amplitudes in reading. European Journal of Cognitive Psychology, 16(1-2), 27-51.

20. Rau, A. K., Moeller, K., & Landerl, K. (2014). The transition from sublexical to lexical processing in a consistent orthography: An eye-tracking study. Scientific Studies of Reading, 18(3), 224-233.

21. Rau, A. K., Moll, K., Moeller, K., Huber, S., Snowling, M. J., & Landerl, K. (2016). Same same, but different: Word and sentence reading in German and English. Scientific Studies of Reading, 20(3), 203-219.

22. Rayner, K., Cook, A. E., Juhasz, B. J., & Frazier, L. (2006). Immediate disambiguation of lexically ambiguous words during reading: Evidence from eye movements. British Journal of Psychology, 97(4), 467-482.

23. Rayner, K., Slattery, T. J., Drieghe, D., & Liversedge, S. P. (2011). Eye movements and word skipping during reading: Effects of word length and predictability. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance, 37(2), 514-528.

24. Schroeder, S., Würzner, K. M., Heister, J., Geyken, A., & Kliegl, R. (2015). childLex: A lexical database of German read by children. Behavior Research Methods, 47(4), 1085-1094.

25. Shaywitz, S. E., & Shaywitz, B. A. (2005). Dyslexia (specific reading disability). Biological Psychiatry, 57(11), 1301-1309.

26. Starr, M. S., & Rayner, K. (2001). Eye movements during reading: some current controversies. Trends in Cognitive Sciences, 5(4), 156-163.

27. Temple, C. M. (1997). Developmental cognitive neuropsychology. Hove, UK: Psychology Press.

28. Tiffin-Richards, S. P., & Schroeder, S. (2015). Word length and frequency effects on children’s eye movements during silent reading. Vision Research, 113, 33-43.

29. Vellutino, F. R., Fletcher, J. M., Snowling, M. J., & Scanlon, D. M. (2004). Specific reading disability (dyslexia): what have we learned in the past four decades?Journal of Child Psychology and Psychiatry, 45(1), 2-40.

30. Vergilino, D., & Beauvillain, C. (2000). The planning of refixation saccades in reading. Vision Research, 40(25), 3527-3538.

31. Vidyasagar, T. R., & Pammer, K. (2010). Dyslexia: a deficit in visuo-spatial attention, not in phonological processing. Trends in Cognitive Sciences, 14(2), 57-63.

32. Winskel, H., Radach, R., & Luksaneeyanawin, S. (2009). Eye movements when reading spaced and unspaced Thai and English: A comparison of Thai-English bilinguals and English monolinguals. Journal of Memory and Language, 61(3), 339-351.
Опубликован
2018-11-06
Как цитировать
КорнеевА. А., МатвееваЕ. Ю., & АхутинаТ. В. (2018). Чтение про себя у младших школьников: исследование движений глаз. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 14(2), 219-235. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2017-2-219-235
Раздел
Современные исследования когнитивного развития: социальное научение,коммуникации