Креативность и девиантность: связь и взаимодействие

  • Наталья Владимировна Мешкова Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Сергей Николаевич Ениколопов Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья»
Ключевые слова: креативность, девиантность, креативная девиантность, антисоциальная креативность, комплексная модель креативности и девиантности

Аннотация

В статье анализируются теории, концепции и результаты исследований креативности, которые могут быть полезны для понимания причин связи девиантного поведения и креативности. Приводятся особенности социально-креативной личности: неформальное лидерство; высокие значения эмоционального интеллекта, когнитивной и аффективной эмпатии и поиска новизны; низкий уровень зависимости от вознаграждения; гибкие моральные границы; макиавеллизм, умение манипулировать другими для достижения собственных целей; разумное сочетания эгоизма и альтруизма. Рассматриваются подходы к пониманию креативного потенциала и оценке компонентов, его составляющих, а также личностные и ситуативные характеристики, способствующие реализации креативного потенциала для нанесения вреда другим людям. В качестве личностных характеристик, способствующих реализации креативного потенциала в девиантном поведении, для дальнейшего исследования выделяются враждебность и эмоциональный интеллект. Анализируются проблемы, касающиеся изучения реализации креативного потенциала в девиантном поведении. На основе теории креативной девиантности (C. Mainemelis)  предложена комплексная модель креативности и девиантности. Модель объединяет следующие параметры: креативный потенциал разработчика, характеристики исполнителей, цели, условия и способы достижения цели, результат. В модели учитывается модальность целей, способов и результатов креативного процесса, а также мишень нанесенного вреда. Особенность модели состоит в том, что ее можно применять для анализа и изучения антисоциальной креативности как отдельных индивидов, так и групп. В рамках модели выделяются 4 вида креативности. Дается определение терминам «девиантная креативность», «антисоциальная/асоциальная» креативность, «негативная креативность» и «креативная девиантность».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Archer, J., & Coyne, S. M. (2005). An integrated review of indirect, relational, and social aggression. Personality and Social Psychology Review, 9, 212-230.

2. Atadjikova, Yu. A., & Enikolopov, S. N. (2016). Problems of psychopathy concept in the modern domestic and foreign psychology. Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie [Psychological Science and Education http://psyedu.ru], 8(1), 114-127. https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080111 (in Russian)

3. Baer, J. (2010). Is creativity domain specific? In J. C. Kaufmann & R. J. Sternberg (Eds.), The Cambridge handbook of creativity(pp. 321-341). New York: Cambridge University Press.

4. Barbot, B., Besançon, M., & Lubart, T. (2016). The generality-specificity of creativity: Exploring the structure of creative potential with EPoC. Learning and Individual Differences, 52(1), 178-187. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.06.005

5. Caroff, X., & Lubart, T. (2012). Multidimensional approach to detecting creative potential in managers. Creativity Research Journal, 24(1), 13-20. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.652927

6. Chavez-Eakle, R. A., Lara, M. C., & Cruz-Fuentes, C. (2006). Personality: A possible bridge between creativity and psychopathology? Creativity Research Journal, 18, 27-38.

7. Cleverley, K., Szatmari, P., Vaillancourt, T., Boyle, M., & Lipman, E. (2012). Developmental trajectories of physical and indirect aggression from late childhood to adolescence: Sex differences and outcomes in emerging adulthood. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 51, 1037-1051.

8. Corazza, G. E. (2016). Potential originality and effectiveness: the dynamic definition of creativity. Creativity Research Journal, 28(3), 258-267. https://doi.org/10.1080/10400419.2016.1195627

9. Cropley, A. J., & Cropley, D. H. (2011). Creativity and lawbreaking. Creativity Research Journal, 23(4), 313-320. https://doi.org/10.1080/10400419.2011.621817

10. Dubov, I. G, & Petrovsky, V. A. (1987). Perestroika lichnostnyh struktur uchashchihsya pri personalizatsii lichnosti pedagoga [Reorganization of students’ personality structures with personalization of teacher’s personality]. In A. V. Petrovsky (Ed.), Psikhologiya razvivayushcheisya lichnosti [Psychology of developing personality]. (pp. 173-191). Moscow: Prosveshhenie. (in Russian)

11. Enikolopov, S. N. (2010). Aktual’nye problemy issledovaniya agressivnogo povedeniya [Live issues of aggressive behavior study]. Prikladnaya Yuridicheskaya Psikhologiya, 2, 37-47. (in Russian)

12. Enikolopov, S. N., Kuznetsova, Iu. M., & Chudova, N.V. (2014). Agressiya v obydennoi zhizni [Agression in everyday life]. Moscow: ROSSPEN. (in Russian)

13. Enikolopov, S. N., & Meshkova, N. V. (2008). Psikhologicheskie aspekty “prestuplenii nenavisti” [Psychological issues of hate crimes]. Kriminologiya: Vchera, Segodnya, Zavtra, 2(15), 64-74. (in Russian)

14. Enikolopov, S. N., & Meshkova, N. V. (2010). Prejudicialness in the context of personality characteristics. Psikhologicheskii Zhurnal, 31(4), 35-46. (in Russian)

15. Gino, F., & Wiltermuth, S. (2014). Evil genius? How dishonesty can lead to greater creativity. Psychological Science, 25(4), 973-981.

16. Hao, N., Tang, M., Yang, J., Wang, Q., & Runco, M. A. (2016). A new tool to measure malevolent creativity: The malevolent creativity behavior scale. Frontiers in Psychology, 7, 682. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00682

17. Harris, D. J., & Reiter-Palmon, R. (2015). Fast and furious: The influence of implicit aggression, premeditation, and provoking situations on malevolent creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 9(1), 54-64. https://doi.org/10.1037/a0038499

18. Harris, D. J., Reiter-Palmon, R., Kaufman, J. C. (2013). The effect of emotional intelligence and task type on malevolent creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 7, 237-244. https://doi.org/10.1037/a0032139

19. Hennessey, B. A., & Amabile, T. M. (2010). Creativity. Annual Review of Psychology, 61, 569-598. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.093008.100416

20. Hester, K. S., Robledo, I. C., & Barrett, J. D. (2012). Causal analysis to enhance creative problem-solving: performance and effects on mental models. Creativity Research Journal, 24(2-3), 115-133. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.677249

21. Julmi, C., & Scherm, E. (2015). The domain-specificity of creativity: Insights from new phenomenology. Creativity Research Journal, 27(2), 151-159. https://doi.org/10.1080/10400419.2015.1030310

22. Kharkhurin A. V. (2014). Creativity. 4in1: Four-criterion construct of creativity. Creativity Research Journal, 26(3), 338-352. https://doi.org/10.1080/10400419.2014.929424

23. Law, D. M., Shapka, J. D., Domene, J. F., & Gagne, M. H. (2012). Are cyberbullies really bullies? An investigation of reactive and proactive online aggression. Computers in Human Behavior, 28, 664-672.

24. Mainemelis, C. (2010). Stealing fire: Creative deviance in the evolution of new ideas. Academy of Management Review, 35, 558-578.

25. Mayer, J., & Mussweiler, T. (2011). Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity. Journal of Personality and Social Psychology, 101(6), 1262-1277.

26. Meshkova, N. V. (2015). Modern foreign research in creativity: The social psychological aspect. Sotsial’naya Psikhologiya i Obshchestvo [Social psychology and society], 6(2), 8-21. (in Russian)

27. Meshkova, N. V., & Enikolopov, S. N. (2016a). The directions of creativity research in social interaction. Voprosy Psikhologii, 4, 118-128. (in Russian)

28. Meshkova, N. V., & Enikolopov, S. N. (2016b). On psychological research of antisocial creativity. Psikhologicheskie Issledovaniya, 9(50). Retrieved from http://psystudy.ru (in Russian)

29. Rhodes, M. (1961). An analysis of creativity. Phi Beta Kappen, 42, 305-310.

30. Routledge, C., Arndt, J., Vess, M., & Sheldon, K. (2008). The life and death of creativity: The effects of self versus other-oriented behavior on creative expression after mortality salience. Motivation and Emotion, 32, 331-338.

31. Routledge, S., & Jacob, J. J. (2012). The creative spark of death: The effects of mortality salience and personal need for structure on creativity. Motivation and Emotion, 36, 478-482. https://doi.org/10.1007/s11031-011-9274-1

32. Walton, A. P., & Kemmelmeier, M. (2012). Creativity in its social context: The interplay of organizational norms, situational threat, and gender. Creativity Research Journal, 24(2-3), 208-219. https://doi.org/10.1080/10400419.2012.677345

33. Westwood, R., & Low, D. R. (2003). The multicultural muse: Culture, creativity and innovation. International Journal of Cross Cultural Management, 3, 235-259. https://doi.org/10.1177/14705958030032006

34. Ye, S., Ngan, R. Y. L., & Hui, A. N. N. (2013). The state, not the trait, of nostalgia increases creativity. Creativity Research Journal, 25(3), 317-323. https://doi.org/10.1080/10400419.2013.813797
Опубликован
2018-11-06
Как цитировать
МешковаН. В., & ЕниколоповС. Н. (2018). Креативность и девиантность: связь и взаимодействие. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(2), 279-290. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-279-290
Раздел
Статьи выпуска