Научение смыслу новых слов через слуховые-моторные ассоциации при реализации обучающей парадигмы проб-и-ошибок

  • Борис Владимирович Чернышев НИУ ВШЭ
  • Анастасия Юрьевна Николаева Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Андрей Олегович Прокофьев Московский государственный психолого-педагогический университет
  • Александра Михайловна Разоренова НИУ ВШЭ
  • Никита Борисович Тюленев НИУ ВШЭ
  • Татьяна Александровна Строганова Московский государственный психолого-педагогический университет
Ключевые слова: телесно-воплощенное познание, слова обозначающие действия, научение, кортикальная пластичность, МЭГ, научение речи

Аннотация

В соответствии с теорией телесно-воплощенного познания, речь в значительной степени базируется на моторном и сенсорном опыте. Вопрос, критически важный для понимания природы речи, состоит в том, как наш мозг трансформирует сенсорно-моторный опыт в смысл, присваиваемый словам. Мы разработали слуховую-моторную экспериментальную задачу, позволяющую исследовать мозговые механизмы научения смыслу слов путем ассоциативного научения по типу "проб-и-ошибок", имитирующего важные аспекты естественного научения речи. Участникам предъявляли восемь псевдослов; четыре псевдослова в ходе научения приобретали смысл и обозначали движения конкретными частями тела; процедура включала в себя выполнение испытуемыми движений правыми или левыми конечностями и получение ими обратной связи. В ответ на остальные псевдослова никаких действий выполнять не требовалось, и они служили в качестве контрольных стимулов. Магнитоэнцефалограмму регистрировали во время пассивного прослушивания слов до и после научения. Кортикальные источники магнитных вызванных ответов реконструировали с помощью модели распределенных источников. Научение смыслу новых слов путем ассоциаций между словами и действиями селективным образом усилило специфическое сродство к этим словам в области слухового парапояса, ответственной за спектрально-временной анализ, а также в артикуляционных областях, причем обе области были локализованы в левом полушарии. Выраженность изменений в мозговой активности коррелировала со скоростью речевого научения, что подчеркивает физиологический вклад левой перисильвиллярной коры в успешность речевого научения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Barsalou, L. W. (2008). Grounded cognition. Annual Review of Psychology, 59, 617-645. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093639

2. Borovsky, A., Kutas, M., & Elman, J. (2010). Learning to use words: Event-related potentials index singleshot contextual word learning. Cognition, 116(2), 289-296. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2010.05.004

3. Colunga, E., & Smith, L. B. (2005). From the lexicon to expectations about kinds: A role for associative learning. Psychological Review, 112(2), 347-382. https://doi.org/10.1037/0033-295x.112.2.347

4. Davis, M. H., & Gaskell, M. G. (2009). A complementary systems account of word learning: neural and behavioural evidence. Philosophical Transactions of the Royal Society B-Biological Sciences, 364(1536), 3773-3800. https://doi.org/10.1098/rstb.2009.0111

5. Dollaghan, C. (1985). Child meets word: “fast mapping” in preschool children. Journal of Speech and Hearing Research, 28(3), 449-454.

6. Gaskell, M. G., & Dumay, N. (2003). Lexical competition and the acquisition of novel words. Cognition, 89(2), 105-132. https://doi.org/10.1016/s0010-0277(03)00070-2

7. Hickok, G., & Poeppel, D. (2007). Opinion - The cortical organization of speech processing. Nature Reviews Neuroscience, 8(5), 393-402. https://doi.org/10.1038/nrn2113

8. MacGregor, L. J., Pulvermüller, F., van Casteren, M., & Shtyrov, Y. (2012). Ultra-rapid access to words in the brain. Nature Sommunications, 3, 711. https://doi.org/10.1038/ncomms1715

9. Majerus, S., Van der Linden, M., Collette, F., Laureys, S., Poncelet, M., Degueldre, C., ... Salmon, E. (2005). Modulation of brain activity during phonological familiarization. Brain and Language, 92(3), 320-331. https://doi.org/10.1016/j.bandl.2004.07.003

10. Mestres-Misse, A., Camara, E., Rodriguez-Fornells, A., Rotte, M., & Munte, T. F. (2008). Functional neuroanatomy of meaning acquisition from context. Journal of Cognitive Neuroscience, 20(12), 2153-2166. https://doi.org/10.1162/jocn.2008.20150

11. Mestres-Misse, A., Rodriguez-Fornells, A., & Munte, T. F. (2007). Watching the brain during meaning acquisition. Cerebral Cortex, 17(8), 1858-1866. https://doi.org/10.1093/cercor/bhl094

12. Myachykov, A., Scheepers, C., Fischer, M. H., & Kessler, K. (2014). TEST: A Tropic, Embodied, and Situated Theory of Cognition. Topics in Cognitive Science, 6(3), 442-460. https://doi.org/10.1111/tops.12024

13. Paulesu, E., Vallar, G., Berlingeri, M., Signorini, M., Vitali, P., Burani, C., ... Fazio, F. (2009). Supercalifragilisticexpialidocious: How the brain learns words never heard before. NeuroImage, 45(4), 1368-1377. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2008.12.043

14. Preissler, M. A. (2008). Associative learning of pictures and words by low-functioning children with autism. Autism, 12(3), 231-248. https://doi.org/10.1177/1362361307088753

15. Pulvermüller, F. (1999). Words in the brain’s language. Behavioral and Brain Sciences, 22(2), 253-279. https://doi.org/10.1017/s0140525x9900182x

16. Pulvermüller, F. (2005). Brain mechanisms linking language and action. Nature Reviews Neuroscience, 6(7), 576-582. https://doi.org/10.1038/nrn1706

17. Pulvermüller, F., Moseley, R. L., Egorova, N., Shebani, Z., & Boulenger, V. (2014). Motor cognitionmotor semantics: Action perception theory of cognition and communication. Neuropsychologia, 55, 71-84. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2013.12.002

18. Scott, S. K., & Johnsrude, I. S. (2003). The neuroanatomical and functional organization of speech perception. Trends in Neurosciences, 26(2), 100-107. https://doi.org/10.1016/S0166-2236(02)00037-1

19. Scott, S. K., & Wise, R. J. S. (2004). The functional neuroanatomy of prelexical processing in speech perception. Cognition, 92(1-2), 13-45. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2002.12.002

20. Sharon, T., Moscovitch, M., & Gilboa, A. (2011). Rapid neocortical acquisition of long-term arbitrary associations independent of the hippocampus. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 108(3), 1146-1151. https://doi.org/10.1073/pnas.1005238108

21. Shtyrov, Y. (2012). Neural bases of rapid word learning. Neuroscientist, 18(4), 312-319. https://doi.org/10.1177/1073858411420299

22. Shtyrov, Y., Butorina, A., Nikolaeva, A., & Stroganova, T. (2014). Automatic ultrarapid activation and inhibition of cortical motor systems in spoken word comprehension. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 111(18), E1918-E1923. https://doi.org/10.1073/pnas.1323158111

23. Shtyrov, Y., Nikulin, V. V., & Pulvermüller, F. (2010). Rapid cortical plasticity underlying novel word learning. Journal of Neuroscience, 30(50), 16864-16867. https://doi.org/10.1523/jneurosci.1376-10.2010
Опубликован
2018-11-05
Как цитировать
ЧернышевБ. В., НиколаеваА. Ю., ПрокофьевА. О., РазореноваА. М., ТюленевН. Б., & СтрогановаТ. А. (2018). Научение смыслу новых слов через слуховые-моторные ассоциации при реализации обучающей парадигмы проб-и-ошибок. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(2), 257-267. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-2-257-267
Раздел
Нейрокогнитивные аспекты функционирования и использования языка