Эмоциональное заражение и музыка

  • Эльвира Георгиевна Панаиотиди
Ключевые слова: эмоциональное заражение, симуляционная модель, аттенциональная модель, Стивен Дэвис, Дженефер Робинсон, интермодальная связь, аффективная оценка, зеркальные нейроны, аттенциональный объект, моторная мимикрия

Аннотация

В настоящей статье проводится сравнение альтернативных концепций передачи эмоции от музыки слушателю некогнитивным путем посредством эмоционального заражения. Согласно главному пропоненту аттенциональной модели С. Дэвису, музыка и содержащаяся в ней эмоция являются объектом внимания реципиента и осознаются им в качестве причины порожденного музыкой эмоционального состояния. При этом у него отсутствует релевантное с точки зрения возбуждения эмоции убеждение относительно музыки, не выступающей в роли интенционального объекта, которое является необходимой предпосылкой когнитивного сценария возбуждения эмоций. В противоположность этому сторонники симуляционной модели (Д. Робинсон, Т. Кокрейн) считают, что в процессе трансляции эмоции от музыки слушателю путем эмоционального заражения музыка выполняет функцию стимула, активируя моторную и другие физиологические системы. Эмоциональное заражение, основывающееся на моторной мимикрии, происходит автоматически; распознавание эмоции не только не является его необходимой предпосылкой, но, по мнению Робинсон, даже может оказаться препятствием, блокирующим или снижающим эффект заражения. Как показал анализ аргументов обеих сторон с использованием выводов новейших исследований по (музыкальной) психологии и нейропсихологии, в пользу симуляционной модели свидетельствует отрытие зеркальных нейронов (mirror neurons), рассматриваемых сегодня как ключевой фактор феномена подражания: зеркальные нейроны активируются как при выполнении определенного действия, так и при его восприятии. В статье также отмечаются такие ее преимущества этой модели, как экономность и широта охвата. Наиболее серьезное возражение в адрес приверженцев симуляционной модели касается удаленности эмоции реципиента от ее источника: содержащаяся в музыке эмоция непосредственно порождает физиологическую активацию, которая преобразуется в эмоцию в результате маркировки слушателем своего состояния в зависимости от контекста. Констатируя, что сторонники аттенциональной модели и их оппоненты оперируют различными понятиями эмоций, автор заключает, что разрешение спора между ними требует выработки критериев оценки и сравнения  альтернативных подходов, способных претендовать на консенсус.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Cochrane, T. (2010). A simulation theory of musical expressivity. Australasian Journal of Philosophy, 88(2), 191-207.

2. Davies, S. (1980). The expression of emotion in music. Mind, 89, 67-86.

3. Davies, S. (2011). Infectiousmusic: Music-listeneremotional contagion. In P. Goldie & A. Coplan (Eds.), Empathy: philosophical and psychological perspectives (pp. 134-148). Oxford: Oxford UniversityPress.

4. Ferrari, P. F., & Rizzolatti, G. (Eds.). (2015). New frontiers in mirror neurons research. Oxford: Oxford University Press.

5. Hatfield, E., Cacioppo, J. T., & Rapson, R. L. (1994). Emotional contagion. Cambridge: Cambridge University Press.

6. Juslin, P. N., & Laukka, P. (2003). Communication of emotions in vocal expression and music performance: Different channels, same code? Psychological Bulletin, 129, 770-814.

7. Juslin, P. N., & Västfjäll, D. (2008). Emotional responses to music: The need to consider underlying mechanisms. Behavioral and Brain Sciences, 31, 559-575.

8. Kivy, P. (1989). Sound sentiment. An essay on the musical expressiveness, includingthe complete text of ‘‘The Corded Shell’’. Philadelphia, PA: Temple University Press.

9. Kivy, P. (1993). Auditor’s emotions: Contention, concession and compromise. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 51(1), 1-12.

10. Kivy, P. (1999). Feeling the musical emotions. British Journal of Aesthetics, 39(1), 1-13.

11. Kivy, P. (2002). Introduction to a philosophy of music. Oxford: Clarendon Press.

12. Kivy, P. (2006). Critical study: Deeper than emotion. British Journal of Aesthetics, 46(3), 287-311.

13. Krumhansl, C. L. (1997). An exploratory study of musical emotions and psychophysiology. Canadian Journal of Experimental Psychology, 51(4), 336-352.

14. Lazarus, R. (1991). Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press.

15. LeDoux, J. (1996). The emotional brain. The mysterious underpinnings of emotional life. New York: Simon & Schuster.

16. Moravcsik, J. (1982). Understandingandtheemotion. Dialectica, 36(2-3), 208-216.

17. Panaiotidi, E. G. (2013). Emotsii v muzyke i v nas. Kriticheskii analiz diskussii v analiticheskoi filosofii muzyki [Emotions in music and in us. Critical study of the debate in the analytical philosophy of music]. Vladikavkaz: IP Tsopanova A.Yu.

18. Radford, C. (1989). Emotions and music: A reply to the cognitivists. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 47(1), 69-76.

19. Radford, C. (1991). Muddy Waters. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 49(3), 247-252.

20. Robinson, J. (2005). Deeper than reason. Emotion and its role in literature, music, and art. Oxford: Clarendon Press.

21. Schachter, S., & Singer, J. (1962). Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychological Review, 69(5), 379-399.

22. Strauß, D. (1990). Eduard Hanslick: Vom Musikalisch-Schtsnen. Ein Beitrag zur Revision der Aesthetik inder Tonkunst (Teil 1: Historisch-kritische Ausgabe). Mainz: Schott. (in German)

23. Zajonc, R. (1980). Feeling and thinking: Preferences need no inferences. American Psychologist, 35, 151-175.

24. Zajonc, R. (2000). Feeling and thinking. Closing the debate over the independence of affect. In J. P. Forgas (Ed.), Feeling and thinking. The role of affect in social cognition(pp. 31-58). New York: Cambridge University Press.
Опубликован
2018-11-05
Как цитировать
ПанаиотидиЭ. Г. (2018). Эмоциональное заражение и музыка. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(1), 145-163. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-145-163
Раздел
Статьи выпуска