Модель связей cамооценки креативности и интеллекта с толерантностью к неопределенности и креативностью

  • Елизавета Михайловна Павлова МГУ имени М. В. Ломоносова
Ключевые слова: креативность, самооценка креативности, толерантность к неопределенности, готовность к риску, интеллект, интуиция, представители творческих профессий

Аннотация

Связь самооценок с креативностью (как когнитивной способностью) отражает регулятивную функцию самосознания личности. Самооценки разного вида и разной обобщенности функционируют во взаимодействии с другими составляющими интеллектуально-личностного потенциала человека и выходят на верхние уровни психологической регуляции продуктивности ее деятельности. К связанным с самосознанием личности характеристикам относятся ее толерантность к неопределенности и умение полагаться на интуицию, влияющие на продуктивные выборы и становление новообразований других типов. В данной работе проведено исследование связи креативности (диагностируемой с помощью методики, в которой испытуемый создает творческий продукт, оцениваемый затем экспертами), ее прямой самооценки, интуитивного стиля и толерантности к неопределенности у состоявшихся представителей творческих профессий (писателей, композиторов и режиссеров театра и кино, n = 53) и контрольной группы студентов-психологов (n = 593). С использованием корреляционного анализа показано, что у студентов-психологов самооценка креативности базируется в первую очередь на принятии неопределенности, тогда как состоявшиеся представители творческих профессий строят свою самооценку на основе объективных результатов творческой деятельности. С использованием конфирматорного факторного анализа верифицирована структурная модель связи латентных переменных Креативности, интегральной Самооценки креативности и интеллекта и Принятия неопределенности и риска. Показана положительная связь латентных переменных интегральной Самооценки с Креативностью и Принятием неопределенности и риска, а также отрицательная – Креативности и Принятия неопределенности и риска. Согласно полученным результатам, в отличие от самооценки интеллекта интегральная самооценка связана как с процессами принятия неопределенности, так и с успешностью творческой деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Bentler, P. M. (1995). EQS structural equations program manual. Encino, CA: Multivariate Software.

2. Chamorro-Premuzic, T., & Furnham A. (2006). Self-assessed intelligence and academic performance. Educational Psychology: An International Journal of Experimental Educational Psychology, 26(6), 769-779.

3. Furnham, A., Batey, M., Booth, T. W., Patel, V., & Lozinskaya, D. (2011). Individual difference predictors of creativity in Art and Science students. Thinking Skills and Creativity, 6(2), 114-121.

4. Hughes, D. J., Furnham, A., & Batey, M. (2013). The structure and personality predictors of self-rated creativity. Thinking Skills and Creativity, 9, 76-84.

5. Ivcevic, Z., & Mayer, J. D. (2009). Mapping dimensions of creativity in the life-space. Creativity Research Journal, 21(2-3), 152-165.

6. Jacobs, K. E., Szer, D., & Roodenburg, J. (2012). The moderating effect of personality on the accuracy of self-estimates of intelligence. Personality and Individual Differences, 52(6), 744-749.

7. Kaufman, J. C., & Baer, J. (2005). The amusement park theory of creativity. In J. C. Kaufman & J. Baer (Eds.), Creativity across domains: Faces of the muse (pp. 321-328). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.

8. Kaufman, J. C., Beghetto, R. A., Baer, J., & Ivcevic, Z. (2010). Creativity polymathy: What Benjamin Franklin can teach your kindergartener. Learning and Individual Differences, 20(4), 380-387.

9. Kornilova, T. V. (2010a). Noviy oprosnik tolerantnosti k neopredelennosti [The New Questionnaire of Tolerance for Uncertainty]. Psikhologicheskiy Zhurnal, 1, 74-86.

10. Kornilova, T. V. (2010b). Tolerantnost k neopredelennosti i intellekt kak predposylki kreativnosti [Tolerance for uncertainty and intelligence as prerequisite of creativity]. Voprosi Psikhologii,5, 3-12.

11. Kornilova, T. V. (2013). Psychologiya neopredelennosti: edinstvo intellektual’no-litchnostnoi regulazii resheniy i vyborov [The Psychology of Uncertainty: unity of intellectual and personal regulation of decision and choices]. Psikhologicheskiy Zhurnal, 34(3), 89-100.

12. Kornilova, T. V. (2016). Intellektualno-lichnostnyj potencial cheloveka v uslovijah neopredelennosti i riska [Intellectual and personal potential of a person in conditions of uncertainty and risk]. Saint Petersburg: Nestor-Istoria.

13. Kornilova, T. V., & Kornilov, S. A. (2013). Intuiciya, intellect i lichnostnie svoistva (rezultati aprobacii oprosnika S. Epstaina) [Intuition, intelligence, and personality traits (the results of trying and testing Rational Versus Experiential Inventory by S.Epstein et al.)]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 3(11), 5. Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n28/804-corniliva28.html

14. Kornilova, T. V., & Novikova, M. A. (2011). Samoocenka intellekta v strukture intellektualno-lichnostnogo potenciala cheloveka [Self-esteem of the intelligence in the structure of the person’s intellectual-personal potential]. Psikhologicheskiy Zhurnal, 32(2), 25-35.

15. Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Kornilov, S. A., & Novikova, M. A. (2010). Psikhologiya neopredelennosti: Edinstvo intellektualno-lichnostnogo potentsiala cheloveka[The psychology of uncertainty: The unity of the intellectual and personality potential of a man]. Moscow: Smysl.

16. Linacre, J. (1989). Many-facet Rasch Measurement. Chicago: MESA Press.

17. Lubart, T., Mushiru, K., Torgman, S., & Zemasni, F. (2009). Psychology of creativity. Moscow: Cogito-centr.

18. Pavlova, E. M., & Kornilova, T. V. (2012). Creativity and tolerance to uncertainty as predictors for emotional intelligence actualization in personal choice. Psikhologicheskii Zhurnal, 33(5), 39-49.

19. Pavlova, E.M. (2014). Implicit theories and self-evaluation of creativity in the structure of personal self-conception. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 11(4), 75-95. (in Russian)

20. Reiter-Palmon, R., Morral, E., Kaufman, J. C., & Santo, J. B. (2012). Evaluation of self-perceptions of creativity: Is it a useful criterion. Creativity Research Journal, 24(2-3), 107-114.

21. Schwarzer, R., Jerusalem, M., & Romek, V. (1996). Russkaja versija shkaly obshhej samojeffektivnosti R. Shvarcera i M. Erusalema [Russian version of the R. Schwarzer and M. Erusalem’s scale of general self-efficacy]. Inostrannaja Psihologija, 7, 71-77.

22. Sternberg, R. J., & The Rainbow Project Collaborators. (2006). The Rainbow Project. Enchancing the SAT through assessments of analytical, practical, and creative skills. Intelligence, 34(4), 321-350.

23. Zenasni, F., Besancon, M., & Lubart, T. I. (2008). Creativity and tolerance of ambiguity: An empirical study. Journal of Creative Behavior, 42(1), 61-73.
Опубликован
2018-11-05
Как цитировать
ПавловаЕ. М. (2018). Модель связей cамооценки креативности и интеллекта с толерантностью к неопределенности и креативностью. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(1), 69-78. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-69-78
Раздел
Интеллект, толерантность к неопределенности, мотивация и самосознание личности