Особенности личностных предпосылок принятия решений (на материале фрейминг-эффекта) у врачей и преподавателей

  • Татьяна Васильевна Корнилова МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Селена Гасан Керимова
Ключевые слова: принятие решений, фрейминг-эффект, готовность к риску, рациональность, толерантность и интолерантность к неопределенности, бдительность, сверхбдительность, избегание, Мельбурнский опросник принятия решений, опросник С. Баднера

Аннотация

Статья посвящена выявлению подверженности фрейминг-эффекту и особенностей личностного профиля выборки врачей, в деятельности которых важное место занимают этапы принятия решений,  по сравнению с выборкой преподавателей. Сопоставлялись две профессиональные группы общей азербайджанской выборки врачей и преподавателей. Для установления фрейминг-эффекта использовались известная в когнитивной психологии задача «Азиатская болезнь» и межгрупповая схема предъявления вариантов с позитивным и негативным контекстом исходов. Сравнивались личностные профили врачей и преподавателей, проявивших и не проявивших фрейминг-эффект, по ряду личностных методик, отражающих отношение к неопределенности и риску и индивидуально-стилевые характеристики принятия решения. Применялись психодиагностические методики: Мель­бурн­ский опросник принятия решений (МОПР), русскоязычная модификация опросника Интолерантности к неопределенности С. Баднера и опросник Личностные факторы принятия решений (ЛФР-21). Все апробированы на азербайджанских выборках. Установлено, что врачи чаще проявляли фрейминг-эффект, чем преподаватели — не медики. Критерий профессиональной принадлежности значимо связан с распределением личностных предпосылок принятия решений — более низкими показателями «Толерантности к неопределенности» у врачей; это свойство было значимо связано у них с «Рациональностью» (у преподавателей «Рациональность» связана с «Интолерантностью к неопределенности»). В вы­бор­ке врачей были и более высокие показатели по копингу «Избегание». На общей выборке подгруппы, проявившие и не проявившие фрейминг-эффект, значимо различались по шкалам «Бдительность», «Сверхбдительность» и «Рациональность». Описаны различия в личностных предпосылках принятия решений дифференцированно для групп врачей и преподавателей. Обоснована возможность понимания фрейминг-эффекта не в качестве когнитивного искажения, а в качестве личностно обусловленного различия при принятии решения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Литература

1. Agor, W. H. (1986). The logic of intuitive decision making. Westport, CT: Greenwood.

2. Allison, C. W., Chell, E., & Hayes, J. (2000). Intuition and entrepreneurial behavior. European Journal of Work and Organizational Psychology, 9(1), 31-43.

3. Chumakova, M. A., & Kornilov, S. A. (2013). Individual differences in attitudes towards uncertainty: evidence for multiple latent profiles. Psychology in Russia: State of the Art, 6(4), 94-108.

4. Donner-Banzhoff, N., Seidel, J., Sikeler, A. M., Bösner, S., Vogelmeier, M., & Westram, A. (2017). The phenomenology of the diagnostic process: A primary-care based survey. Medical Decision Making, 37(1), 27-34.

5. Elstein, A., Schulman, L., & Sprafka, S. (1978). Medical problem-solving: An analysis of clinical reasoning. Cambridge, MA: Harvard University Press.

6. Gigerenzer G. (2015). Simply rational: Decision making in the real world. Oxford; New York: Oxford University Press.

7. Kahneman, D. (2013). Dumai medlenno… reshai bystro. Moscow: AST. (Transl. of: Kahneman, D. (2011). Thinking, fast and slow. New York: Farrar, Straus and Giroux).

8. Kahneman, D., Slovic, P., & Tversky, A. (2005). Judgement under uncertainty. In N. Stehr & R., Grun -dmann (Eds.), Knowledge: Critical concepts(p. 371). London: Routledge.

9. Kornilova, T. V. (1997). Diagnostika motivacii i gotovnosti k risku[Diagnostics of motivation and readiness to risk]. Moscow: Institute of Psyhology of RAS.

10. Kornilova, T. V. (2013). Mel’burnskij oprosnik prinjatija reshenij: russkojazychnaja adaptacija [Melbourne decision making questionnaire: a Russian adaptation]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 6(31), 4. Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/883-kornilova31.html

11. Kornilova, T. V. (2016). Intellektualno-lichnostnyj potencial cheloveka v usloviyah neopredelennosti i riska[Intellectual and personal potential of a person under the conditions of uncertainty and risk]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ.

12. Kornilova, T. V., & Bakhshaliyeva, S. I. (2016). Kross-kul’turnoe issledovanie individual’nyh osobennostej prinjatija reshenij i tolerantnosti k neopredelennosti u rossijskih i azerbajdzhanskih studentov [A cross-cultural study of the relationship between decision making and tolerance for uncertainty in Russian and Azerbaijani students]. Psikhologicheskie Issledovaniya, 9(47), 2. Retrieved from http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n47/1290- kornilova47.html .

13. KornilovaT. V., & ChumakovaM. A., (2014). Schaly tolerantnosti i intolerantnosti k neopredelennosti v modifikacii oprosnika S. Badnera [Tolerance and intolerance of ambiguity in the modification of Budner’s questionnaire]. Experimental Psychology, 7(1), 92-110.

14. Kornilova, T. V., & Smirnov, S. D. (2012). Tolerantnost’ k neopredelennosti i kreativnost’ u prepodavatelej i studentov [Tolerance towards ambiguity and creativity in students and teachers]. Voprosy Psikhologii, 2, 117-126.

15. Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., & Izmailova, A. M. (2015). Implicit theories of intelligence and personality, attitudes towards uncertainty, and academic achievement in college students: cross-cultural study. Paper presented at the 3rd International Academic Conference on Social Sciences (IACSS 2015, Istanbul, pp. 189-202). Batumi.

16. Kornilova, T. V., Chumakova, M. A., Kornilov, S. A., & Novikova, M. A. (2010). Psikhologia neopredelennosti: Edinstvo intellektualno-lichnostnogo potentsiala cheloveka [The psychology of uncertainty: The unity of the intellectual and personality potential of a man]. Moscow: Smysl.

17. Meehl, P. E. (1954). Clinical versus statistical prediction: A theoretical analysis and a review of the evidence. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press.

18. Mikels, J. A., & Reed, A. E. (2009). Monetary losses do not loom large in later life: Age differences in the framing effect. Journal of Gerontology: Psychological Sciences, 64B(4), 457-460. https://doi.org/10.1093/geronb/gbp043

19. Operskalski, J. T., & Barbey, A. K. (2016). Methodological considerations in cognitive training research. Frontiers in Psychology, 7, 1481. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01481

20. Popov, A. Y., & Vihman, A. A. (2014). Kognitivnye iskazhenija v processe prinjatija reshenij: nauchnaja problema i gumanitarnaja tehnologija [Cognitive distortions in the decision-making process: a scientific problem and humanitarian technology]. Vestnik JuUrGU. Serija “Psihologija”, 7(31), 5-16.

21. Razvalyaeva, A. Y. (2017). Racional’nost’ i risk: Krosss-kul’turnoe sravnenie rossijskoj i azerbajdzhanskoj vyborok (aprobacija oprosnika LFR) [Rationality and risk: a cross-cultural comparison of Russian and Azerbaijani samples (validation of the LFR questionnaire)]. In I. A. Aleshkovskij, A.V. Andrijanov, & E. A. Antipov (Eds.), Proceedings of the International Youth Scientific Forum “LOMONOSOV-2017” [DVD-ROM]. Moscow: MAKS Press.

22. Vadillo, M. A., Kostopoulou, O., & Shanks, D. R. (2015). A critical review and meta-analysis of the unconscious thought effect in medical decision making. Frontiers in Psychology, 6, 636. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00636

23. Wolf, M., Krause, J., Carney, P. A., Bogart, A., & Kurvers, R. H. J. M. (2015). Collective intelligence meets medical decision-making: The collective outperforms the best radiologist. PLoS ONE, 10(8), e0134269. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0134269
Опубликован
2018-11-05
Как цитировать
КорниловаТ. В., & КеримоваС. Г. (2018). Особенности личностных предпосылок принятия решений (на материале фрейминг-эффекта) у врачей и преподавателей. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 15(1), 22-38. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2018-1-22-38
Раздел
Интеллект, толерантность к неопределенности, мотивация и самосознание личности