Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как белка, мало чем отличается от белки обычной

  • Андрей Анатольевич Четвериков Факультет психологии СПбГУ, 199034, Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6
  • Маргарита Георгиевна Филиппова Факультет психологии СПбГУ, 199034, Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6
  • Роман Васильевич Чернов Факультет психологии СПбГУ, 199034, Россия, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6
Ключевые слова: эмоции, категоризация, уверенность, аффективная оценка, двойственные изображения, узнавание, аффективная обратная связь, проверка гипотез

Аннотация

В статье рассматривается изменение аффективных (эмоциональных) оценок под влиянием выбора одной из интерпретаций двойственных изображений и последующего решения задачи узнавания. В данной работе мы исходили из модели аффективной обратной связи при проверке гипотез. Ранее было показано, что принятие решения об узнавании оказывает влияние на последующую оценку стимула: чем больше информации накоплено о стимуле, тем выше будут его оценки при узнавании и тем ниже при его неузнавании (Chetverikov, 2013). Мы предположили, что принятое решение о выборе одной из интерпретаций стимула выступает в качестве источника информации при принятии решения об узнавании или неузнавании и в случае однозначных интерпретаций двойственного изображения. Соответственно, так же как и в случае однозначных стимулов, данное решение будет оказывать влияние на последующую оценку стимулов. Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Оценки однозначных стимулов, соответствующих выбранной и невыбранной интерпретации двойственного стимула, изменяются в зависимости от принятого решения об узнавании так же, как оценки ранее предъявленных и новых однозначных стимулов соответственно. Если стимул «старый» (неважно, соответствует он двойственному изображению или реально предъявлялся) и узнается, он нравится больше, чем узнанный «новый» стимул, если же он не узнается – эффект противоположный. Другими словами, влияние принятия решения об узнавании на последующую оценку стимулов тем выше, чем больше информации накоплено о стимуле. Схожие результаты получены и при оценке уверенности в ответе. В случае узнавания оценки уверенности выше, чем в случае неузнавания, при этом различия в оценках уверенности в случае узнавания и неузнавания выше для «старых» стимулов, чем для «новых». Обнаруженные эффекты обсуждаются исходя из модели аффективной обратной связи при проверке гипотез.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-06-04
Как цитировать
ЧетвериковА. А., ФилипповаМ. Г., & ЧерновР. В. (2014). Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как белка, мало чем отличается от белки обычной. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(1), 66-85. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-1-66-85
Раздел
Экспериментальная психология эмоций