<p>Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования</p>

  • Александр Сергеевич Огнев Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 109240, Россия, Москва, Верхняя Радищевская ул., 16-18
  • Эльвира Валерьевна Лихачева Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 109240, Россия, Москва, Верхняя Радищевская ул., 16-18
Ключевые слова: тревожность, самоэффективность, субъектность, субъектогенез, позитивно-ориентированный субъектогенез, субъектогенетический подход, жизненная навигация, жизнестойкость, визуально-вербальный семантический дифференциал

Аннотация

В статье описаны сущность и стадии субъектогенеза, в ходе которого индивид развивается как субъект и обретает возможность самодетерминации.  Раскрыты положения субъектогенетического подхода к психолого-педагогической практике, в частности показано, что целенаправленному субъектогенезу и развитию способности индивида к позитивному преодолению жизненных трудностей может способствовать сочетание субъектогенетического подхода (А.С. Огнев, В.А. Петровский), механизмов виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности, предложенных В.А. Петровским, и основных положений современной позитивной психологии, изложенных М. Селигманом в концепции PERMA и идеях о ключевых достоинствах успешной личности. В статье раскрыто содержание и особенности методики реализации образовательного курса «Жизненная навигация»® как пример воплощения целенаправленного и позитивно-ориентированного субъектогенеза (автор – А.С. Огнев).С помощью традиционных методик и визуально-вербального семантического дифференциала, реализованного с использованием высокочастотной системы трекинга глаз SMI Hi-Speed 1250, продемонстрированы возможности целенаправленного и позитивно-ориентированного развития субъектности при освоении образовательного курса «Жизненная навигация»®. Показано, что задействование предложенных В.А. Петровским методов виртуальной, отраженной и возвращенной субъектности позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию студента, контролировать степень психологического воздействия на личность учащегося и укреплять его обоснованную уверенность в своих собственных силах, культивировать здоровый оптимизм. Результаты образовательной деятельности учащихся при описанном подходе одновременно служат и мерой сформированности универсальных компетенций, и важнейшим персонологическим основанием жизненного успеха, благополучия и процветания личности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-09-04
Как цитировать
ОгневА. С., & ЛихачеваЭ. В. (2014). <p>Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования</p&gt;. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(2), 51-67. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2014-2-51-67
Раздел
Психология субъектности