Усиление категориального эффекта восприятия с помощью понятийных комбинаций

  • Алексей Александрович Котов Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований
  • Валерия Андреевна Беляева НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20
  • Татьяна Николаевна Котова РАНХиГС, 119571, Россия, Москва, Проспект Вернадского, д. 84
Ключевые слова: категориальный эффект восприятия, речь, память, понятийные комбинации, категориальное научение

Аннотация

Объекты, относящиеся к одной категории, кажутся более сходными, чем объекты, в той же степени различающиеся по физическим параметрам, но не относящиеся к одной категории. Недавние исследования показали, что данный категориальный эффект восприятия значительно усиливается при назывании объектов общим именем (Котов и др., 2012; Lupyan, 2008). В настоящем эксперименте мы усиливали категориальный эффект восприятия с помощью понятийных комбинаций – дополнительных определений к основному имени категории. Мы сравнивали проявления категориального эффекта восприятия в условиях типичных комбинаций («китайская ваза»), атипичных («вкусная ваза») и в условиях без понятийных комбинаций (только «ваза»). Испытуемые вначале называли демонстрируемые им объекты именем категории с разными типами понятийных комбинаций или без них и потом запоминали дополнительную визуальную информацию об объектах, включающую категориальные, т.е. часто встречаемые, и индивидуальные, редко встречаемые свойства. В результате исследования мы обнаружили, что во всех условиях как с понятийными комбинациями, так и без них испытуемые успешно формировали прототип категории и распознавали старые примеры категорий. Вместе с этим только в условиях с использованием понятийных комбинаций (и типичных, и атипичных) по отношению к объектам со сниженным количеством категориальной информации испытуемые демонстрировали категориальный эффект восприятия, т.е. считали эти объекты виденными ранее. При этом лишь при использовании типичных понятийных комбинаций, в отличие от использования атипичных, испытуемые успешно распознавали объекты с новыми признаками. Мы обсуждаем обнаруженные различия как проявление двух функций понятийных комбинаций в категориальном эффекте восприятия – привлечение внимания к ядру категории и подчеркивание отличий категории от других категорий. Данные результаты сравниваются с семантическими моделями понятийных комбинаций (Hampton, 1987; Springer, Murphy, 1992).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2016-07-14
Как цитировать
КотовА. А., БеляеваВ. А., & КотоваТ. Н. (2016). Усиление категориального эффекта восприятия с помощью понятийных комбинаций. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 13(2), 347-366. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2016-2-347-366
Раздел
Статьи выпуска