Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию

  • Игорь Сергеевич Уточкин Научно-учебная лаборатория когнитивных исследований; Кафедра общей и экспериментальной психологии
Ключевые слова: внимание, уровневый подход, ведущий уровень, фоновые уровни, иерархия, принцип избыточности

Аннотация

В статье исследуется возможность приложения уровневого подхода к исследованиям внимания. Из теоретических посылок уровневого подхода к познанию и психологии внимания, а также из эмпирических данных выводятся 4 базовых принципа уровневой архитектуры внимания. Предлагается вариант программы эмпирических исследований внимания, диктуемый логикой уровневого подхода. Наконец, на основе экспериментальных данных, полученных с применением различных методиках, дается 5-уровневая модель организации процессов внимания. Приводятся примеры эмпирических исследований автора, интерпретируемых в рамках уровневого подхода: в первом демонстрируется действие одного из заявленных базовых принципов — принципа избыточности — в задаче на зрительное обнаружение; во втором — различия в эффективности запоминания одного и того же материала и в переживаниях субъективной уверенности мнемических суждений, в зависимости от ведущего уровня внимания, на котором решалась задача.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2011-01-28
Как цитировать
УточкинИ. С. (2011). Теоретические и эмпирические основания уровневого подхода к вниманию . Психология. Журнал Высшей школы экономики, 5(3), 31-66. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2008-3-31-66
Раздел
Теоретико-эмпирические исследования